В искусство Лилия Владимировна пришла не случайно. Обстановка, которая окружала с детства, не могла не повлиять на формирование ее таланта, мировоззрения, отношения к жизни. Родилась она в 1925 году в деревне Добрынево Минской области в семье учителей, людей интеллигентных и талантливых, где любили музыку, литературу, хорошо знали творчество русских и зарубежных художников. Вечерами в доме часто звучала музыка, так как все играли на том или ином народном инструменте. А отец, Владимир Александрович Савицкий, еще и занимался живописью. Имя Лилии родители выбрали не случайно. Однажды отец будущей художницы пошёл на речку и сорвал красивую лилию в подарок жене, которая ждала рождение ребёнка. Родилась дочь, которую назвали Лилией, как бы предусматривая путь ребёнка в мир прекрасного. Рисовать Лиля Савицкая начала в четырехлетнем возрасте. Уже в начальных классах она активно участвовала в художественном оформлении настенных газет. Позднее школьные альбомы с ее рисунками экспонировались на районной выставке детского творчества. Так начинался ее долгий и очень нелегкий путь приобщения к миру прекрасного. Ей пророчили большое будущее. Юная Лиля мечтала после окончания школы поступить в Ленинградское художественное училище и стать профессиональным художником. В 1941 году она закончила семь классов. Семья Савицких жила в это время на Гомельщине в деревне Тереничи. Но началась война. Она разрушила все мечты, круто изменила жизнь. В послевоенные годы некогда было думать об учёбе, нужно было работать. Пocле освобождения Беларуси Лилия Владимировна работала в школе пионервожатой, заведовала избой- читальней и была секретарём комсомольской организации колхоза. С 1948 по 1950 жила и работала на далеком Сахалине. Там вышла замуж и в 1953 году вместе с семьей приезжает в Сморгонь. Отныне вся ее жизнь связана с нашим городом. Она работает секретарем в средней школе №1 (1964-1980), воспитывает одна троих детей, занимается домом, так как муж рано трагически погиб. Но все это не мешает вернуться к любимому занятию – рисованию. Много рисует с натуры, делает десятки, сотни набросков, зарисовок, изучает методическую литературу, творчество известных художников. Особенно близким ей было творчество художника Шишкина. По возможности посещала выставки, где знакомилась с другими художниками. Скоро в городе заговорили о талантливой женщине. Все чаще в дом по улице Пионерской приходят люди, чтобы полюбоваться ее картинами, поговорить об искусстве, приобрести для себя понравившиеся картины.
Было у Лилии Владимировны ещё одно увлечение – театр. Работая секретарём в школе, она некоторое время руководила драмкружком. Одна из ролей, исполненная с большим успехом, была роль Кабанихи в драме «Гроза» Н. Островского. В 1958 году её наградили Почётной грамотой за творческие успехи и активное участие в развитии самодеятельного искусства.
Работы художницы появляются на городских и районных выставках. А в 1967 году на областной выставке самодеятельного искусства впервые экспонируется ее картина «Лес», а в 1970 году на республиканской выставке было представлено уже семь работ: «Ульи», «Дорога на Вильнюс», «Сосны», «Весенний пейзаж», «Портрет учителя физики», «Лес», «Ели». Работы сразу же привлекли к себе внимание специалистов и часть их была приобретена Республиканским Домом народного творчества. Затем в 1972 году новая выставка в Минске, посвящённая 50-летию образования СССР, где были представлены новые работы: «Осень в сосновом лесу», «Высечка», «Калужница», «Запад», «Ручеёк». Картины отличались жизнерадостностью, глубиной проникновения в тонкие оттенки красоты природы, привлекали внимание особенной техникой и присущим только ей одной стилем. Затем активное участие во Всесоюзных (1977, 1985, 1987 гг.) выставках самодеятельного творчества. Ее работы неоднократно удостаивались Дипломов I и II степеней. Ряд произведений художницы увидели любители живописи многих городов Советского Союза, а также в Польше, Чехословакии, Германии. Во время проведения выставки народных художников в Англии одна из картин была подарена королеве Елизавете. Много хороших отзывов о картинах художницы было в периодической печати.
Работы Трохолевой привлекают внимание и мастерством цветового решения, и художественной обработкой деталей композиции, и настроением, душевным состоянием того, что отображено. В её картинах каждая деталь выписана старательно, выразительно и составляет часть общей панорамы пейзажа. Картины Лилии Владимировны можно сравнить с окнами, широко раскрытыми в нашу чудесную родную природу. До того они свежие, ясные, правдивые и талантливые. На её картинах легко узнать милые уголки Сморгонщины. Это и берега Вилии, тихие лесные озёра, поля, позолоченные злаками и синие от цветения льна и васильков, шумливые леса. Лилия Владимировна призывает увидеть этот хорошо известный мир новыми глазами и он глубоко западает в душу. Не покидают равнодушными известные полотна художницы «Поля колхоза «Россия», «Деревня Ордаши», «В кревском лесу», на которых восславляется красота родной стороны. А к глубокому философскому размышлению о нелёгком историческом прошлом нашей страны призывают картины «Дот» (1981), «Завоеватели» (1984). В далёком прошлом витаешь в мыслях, зачарованный картинами «Усадьба князя Огинского», «Замковая гора», «Прошлое», которые призывают с уважением относиться к историческим памятникам. Выразительно видишь окружающие пейзажи в картинах «Ручей в лесу», «Цветение трав», «Старые черёмухи», «Цветёт папоротник», посвящённые красоте родной природы.
Художница пробовала себя в разных жанрах изобразительного искусства. Она писала портреты, много занималась графикой. Но основное место в ее творчестве занимал пейзаж. В нем раскрылся подлинный талант Лилии Владимировны, которая по-настоящему любила природу, тонко ее чувствовала и умела правдиво передавать ее вечную и неповторимую красоту на своих полотнах. Каждая ее работа – это результат долгих поисков, раздумий, итог большого и кропотливого труда. Природа для нее не только мастерская, но и храм, в который она всегда входила с чистым и открытым сердцем. Поэтому ее картины так привлекают зрителей. Заставляют их остановиться, задуматься.
За большой вклад в развитие самодеятельного художественного творчества была награждена многочисленными грамотами областного управления культуры, Министерства культуры Республики Беларусь, дипломом Союза художников СССР и БССР. В августе 1985 за большой вклад в развитие народного творчества имя Лилии Владимировны Трохолевой внесено в Книгу Трудовой Славы. В марте 1993 Л. В. Трохолевой было присвоено звание Почетного гражданина города Сморгонь за большой вклад в развитие и возрождение национальной культуры.
Работы мастера сегодня можно увидеть во многих учреждениях и школах города, квартирах его жителей. В Сморгонском музее хранятся 29 картин, написанных Трохолевой в разное время, большая коллекция ее гравюр и карандашных рисунков-эскизов.
Умерла Лилия Владимировна 02.12.1996 года, похоронена в Сморгони.
Библиография:
- Трохалева Лілія Уладзіміраўна // Памяць: гістарычна-дакументальная хроніка Смаргонскага раёна / рэд. кал.: Г.П.Пашкоў (гал. рэд.) і інш.; мастак Э.Э.Жакевіч. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – С.564-565
- Трохалева Лілія Уладзіміраўна: [Самадзейная мастачка] // . – Режим доступа: https://vuchoba.org/trohaleva-liliya-uladzimirana. – Дата доступа: 08.04.2020. – Заглавие с экрана.
- Художественный талант – Лилия Трохолева: [Самодеятельный художник] // Белорусский союз женщин. – Режим доступа: https://grodnobsz.by. – Дата доступа: 10.10.2016. – Заглавие с экрана.
- Чегодаева, С. Художники уходят, чтоб остаться. / Светлана Чегодаева // Светлы шлях. – 2005. – 17 жніўня (№121). – С. 6